Уже более семи столетий почитают в июльские дни память святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного счастья, любви и верности. Есть на свете ценности, которые не способно поколебать время, которые понятны и естественны для человека любой культуры, языка и веры. И главная из них — семья. Семья — первая школа, и какие бы уроки нам в последствие не преподносила жизнь, главные из них усвоены в семейном кругу: любовь, преданность, долг и прощение. А создание собственной семьи — наше самое серьезное испытание, экзамен на право называться человеком. Накануне праздника мы встретились с отцом Иоанном (Починковым) — молодым настоятелем майдаковского храма святых апостолов Петра и Павла. После совершения молитвы поговорили о церковной стороне брака, и о христианском его понимании. Советы, данные батюшкой, пригодятся в равной степени и тем, кто планирует завести семью, и тем, кто давно живет со своей второй половиной под одной крышей. Отец Иоанн, наша встреча проходит накануне Дня памяти святых Петра и Февронии, эта дата в стране отмечается, как День любви, семьи и верности. Однако не каждая пара венчана в церкви. Существует ли разница между браком светским и церковным? — Разница есть. В церковном браке своей чистотой и святостью присутствует помощь Божья. Та семья, которая венчалась, получает благословение от Бога на свои отношения и на рождение детей. Вступая в брак и мужская сторона, и женская — все хотят, чтобы это было серьезно и на всю жизнь — так как же здесь не призвать Бога? — Как решиться вступить в брак молодой паре? Сейчас такой соблазн, общество не давит, и ты можешь с человеком встречаться, снимать квартиру, и немногие станут это осуждать. — А человеку просто надо дать возможность объективно выбирать. Либо он сейчас хочет получить временное удовольствие, безответственное, за которое ему придется платить, либо он выбирает праведный путь. Когда человек одумается и поймет, что все временное не дает счастья, любви, не дает полноты ощущений, то придет осознание, что любви нет там, где нет верности. Поэтому вступление в брак — это своего рода обет. Ты перед Богом в любви, и все это серьезно и официально. В таких отношениях уже появляется доверие друг к другу. С христианской позиции семейная жизнь — это подвиг. Любая семья особенно в первое время проходит трудности, происходит притирание характеров, тем более в наше время, когда молодежь такая своевольная, самодовольная. Это происходит всегда болезненно… Слово «союз» проистекает от славянского «соузы», фактически в тюрьму сажаем: муж жену, а жена мужа. Вы знаете, хотел бы посоветовать всем семейным, готовящимся и желающим ознакомиться с рассуждениями замечательного человека, монахини Нины (Крыгиной). У нее много видеороликов на Ютубе. Она до монашества преподавала в институте психологию семейных отношений. В советское время такие предметы были, как в школах, так и в вузах, сейчас же монахиня эти вещи объясняет с позиции священного писания, с позиции духовной. И сразу все по-другому раскрывается. — Вероятно, понятие любви церковное и понятие житейское — они различны. — Часто, вступая в брак, у нас хотят, чтобы вторая половина была красивая. Для себя стараются. — Подбирают, как новую рубашку? — Да. «Я хочу, чтобы у меня было». А не чтобы я был мужем, отцом, кормильцем. Это позиция «для себя», на самом деле, позиция обладания — она не Божья, она сатанинская. Такой человек во главу ставит свое удовольствие и свое «я». Где присутствует настоящая любовь — там как раз все наоборот. Семья — это служение: уступи, потерпи. Человеку нужно готовиться и тренироваться к любви в семейной жизни. — Выходит, правильно говорить не «выбирать» человека, а повстречать, найти. Так вот где этого человека можно встретить? — Самый простой совет: не на дискотеке, не в кабаке, или какая там сейчас называют, суть одна — кабак. Туда приходят накрашенные девицы, там выпивка, музыка. И не какая-нибудь нравственная песня звучит или вальс (улыбаемся). Чаще всего заводят какую-то пошлость. Если ты в этой среде крутишься, ты скатываешься. Я всем советую терпеть, особенно девушкам. Ребята со временем, уверен, одумаются, поймут, что им этого не надо. Увидят, что по глупости они там оказались, и человека серьезного в кабаке не встретить. Такого человека вообще днем с огнем искать! Рекомендовал бы ходить в храм, молиться, обращаясь к Богу. Готовиться. Помощь Божию научиться принимать в храме на таинствах. Решиться, наконец, на поступок, на какую-то ступень нравственную подняться, где-то себя смирить, что-то перетерпеть. В браке это придется делать круглосуточно, ежедневно. Моей семье всего пару лет, я считаю, я «поздний»: женился в 32 года. Я был один из тех, кто ездили в монастыри и молились, просили обретения второй половины. — Вы познакомились с будущей супругой в монастыре? — Да, в храме святителя Николая. Да вот икона над нами висит (указывая на икону святых), молятся святым о какой-либо помощи. И вот я знал, что Николай Чудотворец помогает путешествующим, но, оказывается, люди еще к нему обращаются, находясь в тоске, печали, унынии. Когда ты один, а душа уже просит реализовать себя в семье и любви — бывает тяжело: депрессия, подавленность. Молитва и труд в монастыре помогали преодолевать все это. «А зачем я здесь?» — спрашивал я себя. Да элементарно, чтобы не грешить — в мир пойдешь там без семьи скатиться легко. Кстати, когда долго в монастыре поживешь, несколько месяцев в месте, где все одеты прилично, и видно только руки и лицо, при выходе в город, знаете, это повальное бесстыдство обжигает. — В обычной жизни человек не замечает уже этого. — В шортиках, с голым пупком — что-то человеческое сразу уходит в таком образе. Все это потом сказывается на отношениях. Я считаю, что у меня опыт счастливый: молился, и вот на крыльце храма познакомились. Я всегда ждал, было несколько попыток, вроде и девушки были хорошие, и все на нас радовались, что мы дружить начинали, дело к серьезному шло. Но вот неудача одна, вторая и не состоялось. Видимо время тогда еще не пришло. А когда с будущей супругой встретились, как-то само собой пошло, только успевать нужно было! И предложение сделать, и позвонить, и прийти. На Бога надейся, но и сам не плошай! — Как быть с теорией о том, что институт брака себя изжил, что мы живем в особенное время? Как этому противостоять невоцерковленному человеку, как человеку создать семью, если он внутренне этого хочет? — Жалко таких. Противостоять действительно не чем, вспоминаю себя, первые шаги в вере. Было ощущение, что тебя просто лавина сносит и противостоять ей невозможно. Чудом только не унесло этим потоком. Я думаю, что это повод для отдельной встречи, вопрос требует подробного ответа. У нас скоро будет День памяти царских мучеников, тоже покровителей семьи. И вот хороший совет для тех, кто мыслит светски, кому религиозное не понятно: почитать дневники и переписку последнего государя нашего со своей царицей. До свадьбы, после, 20 лет спустя. Потрясающий образец настоящей жертвенной любви, чистой. Это любому человеку доступно, тут необязательно быть богословом или воцерковленным. Считаю себя счастливым человеком: в подростковом возрасте прочитал. Кругом все забито пошлостью, а в дневниках назидательная нам всем чистота. Такой конкретный совет. До момента венчания лучше воздержаться от совместного жительства. Это очень благотворно влияет на брак. Один старенький батюшка советовал, по-моему, восемь дней после венчания не прикасаться друг другу. Так переживают момент именно чистоты венчания, это заряд на всю жизнь. Как было бы хорошо, если бы люди знали плюсы целомудренной жизни до брака. Среди молодых это как-то осмеяно, ребята часто поддаются, не могут сделать правильный выбор — поступают как большинство. Когда еще дети, по сути, теряют невинность, они еще не готовы ни психологически, ни умом, ни физически. Тем более не готовы они ко взрослым отношениям. Все дело в том, что им просто не предоставлен выбор. Действительно, хорошо бы учредить курсы семейных отношений в школе, при ЗАГСах. Хочешь жениться — надо пройти курс, сходить к батюшке в храм, ту же монахиню Нину (Крыгину) послушать, почитать. Предупрежден — вооружен, как в пословице. Если у кого не венчаны родители — есть хороший совет. Родителям, если живы они, следует повенчаться, пусть уже в престарелом возрасте, это им поможет, у них появиться благословение. В том числе благословение к продолжению рода. И дети их будут узаконены на небе. — Когда в Вашей семье появились дети, что-то поменялось? — Да, радикально. Я слишком давно этого хотел. У меня в 14 лет родилась младшая сестренка, и я на руках ее вынянчил. И вот тогда уже эта перемена во мне наступила. Маму свою не узнал, когда она из такой светской в администрации работающей женщины превратилась в женственную, нежную, ласковую, домашнюю… Я просто был удивлен, как меняются женщины. Благодарность и уважение к родителям появились за то, что и меня так нянчили, растили. Стыдно за себя стало, что я где-то пренебрежительно относился к своим родителям. Немного отошел от темы (улыбается). — Нет-нет, соглашусь, когда собственный ребенок лежит в руке, ты осознаешь, что для тебя сделали родители и близкие. — Происходит взросление, резкое и кардинальное! Сейчас нашей дочери годик с небольшим. Хочется сказать молодым, чтобы они не пугались родительства. Конечно, все равно будут бояться, и ответственности, и трудностей. Но чем раньше, тем легче. Парням до двадцати, наверное, рановато. Впрочем, кто-то может уже и готов к этому возрасту. Особенно если человек неизбалованный, из многодетной семьи, привык к труду, может и потерпеть, сдержанный, и профессия есть — почему нет? Когда семейные проблемы наваливаются, работа становится отдыхом. В моем случае это была служба. Я приходил и делал то, что я умею, что я знаю, что у меня получается. После рабочего дня возвращался домой уровновешанный, свежих сил, и, когда супруга уже вся вымоталась, вступал в «бой». И потом, ребенок семью скрепляет. Потому что когда он рождается, мелочность, бытовая глупость сходят на нет. Главное, находить моменты, чтобы отдохнуть и побыть вдвоем с супругой. Можно, оставив ненадолго ребенка бабушке, вечером пройтись вдвоем, дабы вспомнить, что вы не мама и папа, а муж и жена. Пусть это будет простая прогулка в течение часа. Выберите хорошее место: парк, набережную, красивый вид. Можно даже просто помолчать, или мужчине подготовить, продумать рассказ или беседу. Хорошо если у него стабильная работа есть, где он не сильно дерганный и замученный. У жен, как правило, в первые месяцы проявляется послеродовая депрессия, она может быть плаксивой. Моя знакомая врач- терапевт просто меня проинструктировала, когда я был в панике, как быть с беременной женой, у нас случались ссора за ссорой, и не было никакого взаимопонимания. Врач сказала, не обращать внимания на какие-то вещи, быть всегда ласковым и добрым. Я подумал: «Ты же мужик, ты должен взять себя в руки». И как только я свою эту смазливость переступил, начал стараться быть тем, кем я должен, все стабилизировалось. И жена расцвела, и проблемы ушли. — Это откровенные, но очень важные слова. Как правило, в обществе все это замалчивается, и столько ссор происходит на пустом месте. — Хорошо на эту тему почитать, посмотреть в Интернете, там можно найти выступления многих батюшек. Например, ролики с отцом Ильей (Шугаевым), отцом Ильей (Владимировым) — известными московскими батюшками. — Вот Вы говорите, вместе время проводить. Это определяет некую иерархию в семье, (о которой, кажется, мир светский тоже забывает), когда не обязательно класть жизнь на ребенка, жертвуя отношениями с мужем или женой. — Конечно, у молодой мамы сработает инстинкт материнства, и такой перевес в отношениях обозначится. Надо это просто перетерпеть. Баланс вернется, особенно когда родится второй малыш! Все для ребенка не сделаешь, не нужно его сажать на трон, пылинки сдувать, следует понять, что он не царь. Ребенок должен знать свое место. Когда появляется второй такой же (улыбается) то видно, ага, им надо просто поиграть, потыкаться или «погукать», а родителям нужно найти время для себя. Повторюсь, пусть это будет один час в неделю или несколько минут в сутки, но все же. На небе есть иерархия и на земле должна быть. Если к Богу обращаться, то, безусловно, легче будет. Еще можно совет спросить у тех, у кого есть хороший семейный опыт. — На житейском уровне распространен еще один перекос в отношениях. Бывает, слушают не мужа, а маму (или: не жену, а маму). В церковном варианте все-таки семью строят отдельно от пристального влияния родителей. — Должна быть грань, и я сторонник этого. Мне приходилось очень болезненно ее прочерчивать, я даже уехал в другой регион, чувствуя, насколько болезненным может получиться разрыв. Расстояние действительно помогает. Но совсем от помощи родителей отказываться ни в коем случае нельзя. Родительская поддержка важна, пусть приедут на недельку, побудут. Вот случай из жизни, жене рожать, а у нас переезд с квартиры. Все что приготовили к первенцу — в сумки. И вот я уже везу супругу и ребенка из роддома с цветами, все как положено, такое событие. Приезжаем в квартиру — в зале гора сумок до потолка. Ладно, отец выручил, успел приехать детскую кроватку собрать. Бедная моя жена — это был шок для нее, как только она все это пережила. Мне некогда было переживать, необходимо было переехать, служебные обязанности (улыбается). Женщины на отсутствие домашнего уюта реагируют очень тяжело. — В завершении еще пару слов о Петре и Февронии. Давайте посоветуем прочитать повесть о них. Чему этот текст учит современного человека, зачем его читать? — Я знаком с этой историей больше в житийном варианте, это же реальные святые. Современному читателю очень многое нужно пояснять, расшифровывать древние нравственные устои. Петр и Феврония как супруги поставили во главу верность друг другу. По сюжету был спровоцирован конфликт в семье: либо бери жену соответствующую своему положению, либо уходи. Князь сделал выбор однозначный, и мы видим здесь христианский подход к власти, к начальствованию: как я смогу княжить, как буду пример подавать своим поданным, если я сам начну лукавить, с браком не считаться. Брак надо беречь. Ради верности Богу в верности брака (то есть верность в браке свидетельствует о верности Богу). Тогда Петр оставил княжество, свое материальное положение. В итоге к чему все это привело. Захотели люди неправды по своей неправде, пошли путем, который порушил все устои. Слава Богу, хватило ума повернуть все вспять. Покаяться, если по-церковному. Вернуться на путь правды и вернуть законного правителя. Сами они тогда пришли к князю и попросили его вернуться. Примечательно, что Петр не стал им мстить и учинять какие-то разборки. Он простил их. Христианское мировоззрение предполагает некое добровольное послушание (отнюдь не деспотическое царствование, как иногда представляют себе князей), насильно мил не будешь. С неправдой он должен бороться, но если эта неправда разрослась так, что хоть всех казни? Не будешь же этого делать. Господь вразумит, ну, я уйду тогда. Князь долг свой исполнил, не захотели люди его княжения, он ушел мирно. И мирно вернулся. К слову, я уверен, что Петр и Феврония не пожалели, когда спокойно побыли в не всяких почестей и регалий. В кругу семьи, так сказать, без богатства и хлопот. И за их верность Господь их еще и наградил. Вот такой практический совет: во главу ставит нравственное. Как говорит один мой знакомый священник: «Бога на первое место». Бога, а не временный расчет, ведь как иной раз думают: тут поступлюсь, тут «хапну». И в итоге все от таких людей отворачиваются, никто их не уважает. Многие богатые, кто нечестно заработал, счастья не имеют. Жизнь им не в радость. Вот пошел человек по пути зла, поставил свои корыстные желания во главу угла, против правды, и в итоге все потерял. Все библейские персонажи, все жития святых нам об этом говорят. На фоне этого были созданы народом сказки, там же сюжет какой — добро всегда терпит. Возьмите, к примеру, «Морозко». Иван пошел по пути неправды, старших не уважал, сам собой любовался, ну и что: напоролся на нечистую силу. Пока человек ходит, как ему хочется, нагрешит так, что надо к Богу идти и вставать на путь добра, а то погибель. Сталкиваются с нечистой силой, кто-то к колдунам попадает. А если человек в молитве, в храм ходит, никто ему ничего не сделает. Но Господь попускает испытания. Вспомните Настеньку из той же сказки. Ведь сколько она терпела, и даже пошла на смерть: пусть я замерзну, чем очередной конфликт сгубит отца моего. Ее оскорбляют, а она: «Хорошо матушка, хорошо сестричка». Плачет, бедная, ходит, но терпит. И вот за добродетель Господь вознаграждает ее. Козни нечистой силы не состоялись, наоборот герои только утвердились в добре. Господь нас так и воспитывает, чтобы мы в добре стали твердые, а если мы порочны, то что же, каждый стоит перед выбором. И в семье тоже самое: уступи, и потерпи. Не права супруга, надо потерпеть, на то нам и любовь дарована. Потом начинаешь осознавать, что и сам какие-то вещи делал, и, оказывается, годами был не прав. А жена твоя терпит, все понимает. Недостатки у нас у всех найдутся. Есть только один идеальный человек, Господь наш Иисус Христос. Автор: Е. Лакеев
просмотры (189)