Богомыслие.

 Первые мученики за Христа .

Три восточных царя принесли Богомладенцу дары:золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку. Эти приношения по преданию, сохранила Матерь Божия и перед Своим Успением передала молодой христианской Церкви, потом дары были перенесены в Константинополь и теперь находятся на Афоне. Золото представляет собой очень тонкой работы небольшие пластины. Как считается пластин должно было быть 33,по числу годов земной жизни Спасителя, но их меньше. По преданию недостающие пластины помогли Святому Семейству выжить в Египте. Волхвы же по требованию царя Ирода должны были вернуться в Иерусалим и доложить где находится Младенец, тк Ирод сказал, что тоже хочет поклониться Ему, это, безусловно, было ложью. Изначально Ирод хотел убить Христа, так как был человеком абсолютно плотским и всю жизнь занимался тем что убивал каждого кто хоть как то мог оспорить его, иродову, власть.

Однако волхвы получили откровение от Ангела, не возвращаться в Иерусалим, но другим путем отойти в страну свою. Нам сейчас это кажется очень просто,, другим путем,, . Мы живем в других реалях,в нашем распоряжении целые сети дорог, даже до нашего села можно добраться через Шую, через Родники, по Нижегородской трассе. Но не так было 2000лет назад в Иудее. Дойти из Междуречья можно было только по караванным путям. Причем сначала по,, Дороге моря,, (так назывался караванный путь) спуститься к побережью, затем по ,,Египетскому пути,, (это тоже название караванной дороги) дойти до Иерихона и отсюда свернув на запад, по ущелью, подняться к Иерусалиму.Проторенный и безопасный путь в Вифлеем лежал только через Иерусалим, а идти ,,иной дорогой,, это означало идти по пустыни, без возможности пополнить запасы воды и продовольствия и ежечасно подвергать себя опасности нападения разбойников. На это можно было решиться только по повелению Ангела.

Итак Ирод, не дождавшись Волхвов, был очень разозлен и решился на ужасный шаг убийства всех младенцев от двух лет и младше. Почему от двух лет именно? Потому что Волхвы сказали ему , что первое появление звезды увидели два года назад. Конечно вызывает большое удивление, как Ирод, будучи иудеем то есть обладавший истинной верой в Единого Бога, интересуется какими-то языческими взглядами на мироздание. Да, вот таков был Ирод. Так у него в голове было все смешано.

Войны, прибывшие в Вифлеем, отнимали младенцев и убивали на глазах родителей. Как мы уже знаем, Вифлеем был переполнен людьми, пришедшими на перепись. Отсюда и такое количество убитых детей. Об этом потрясающе ужасном деянии Ирода было сказано пророчество,Рахиль плачет о чадах своих. Ддествительно, в окрестностях Вифлеема некогда Иаков похоронил свою любимую жену Рахиль, и до сих пор мы можем видеть надгробие над ее могилой. Эти младенцы явились первыми мучениками за Христа и почитаются Церковью. Косточки их собраны в одной из пещер, примыкающих к той, где родился Спаситель.

   Рождество Христово .

Находясь в предверии чудесного и по истине таинственного праздника, вспоминается история его возникновения. О событиях Рождества мы читаем в Евангелии и невольно сталкиваемся с историческими реалями, царящими 2000лет назад на Святой Земле. Царём Иродом, несмотря на явно отрицательную окраску этого историчекого лица, спасшему свою крошечную страну от полного поглащения  Римской Империей, однако все же находящемся в полном подчинении от желаний и намерений Римского Императора. О чем нам повествует и Евангелист рассказывая о переписи и о том, что вся Иудея пришла в движение. Так и Святой Праведный Иосиф с обрученной ему Марией, вышли из Назарета, города своего жительства, в Вифлеем, тк они являлись потомками Царя Давида.

Евреи, участвовавшие в переписи, проходили ее  там, где был их родовой участок земли, д оставшийся от отца. Говоря языком более современным, каждый был привязан е земле, но не как крепостной, а  владел землей. Этот участок земли был всегда внутри того или иного рода, его нельзя было продать или подарить, можно было только сдать в аренду и он возвращался опять в семью в Юбилейный, те пятидесятый год.
Очевидно после завоевания Иудейского царя Александра Яная, северных земель, под названием Галилея, многие евреи из сухой, пустынной и крайне гористой Иудеи, переселились на север страны, где было несравненно больше возможности для земледелия, разведения скота, торговли. Тогда, по всей видимости и родственники Праведного Иосифа переселились туда же. Поэтому мы и находим его в Назарета, туда он забрал и Пресвятую Деву. Однако несмотря на это, они остались вифлеемлянами, тк там были их родовые земли.
Женщины как правило не участвовали в перепеси, но Матерь Божия, была единственной наследницей своего отца  и поэтому тоже вынуждена была предпринять достаточно тяжелое путешествие из Назарета в Вифлеем. Путешествие это занимало примерно два  или три дня. Сейчас по новым скоростным трассам из Назарета в Вифлеем можно доехать за три часа, с большим комфортом и кондиционером.
Однако 2000 лет назад люди пользовались живым транспортом. Лошадей в Иудеи того исторического периода было мало, тк мало кто мог себе позволить такое крупное животное. Чаще люди пользовались ослами и разводили мелкий рогатый скот.
Вот на таком ослике, которого часто рисуют на Рождественских открытках, стоящим у яслей с Младенцем, Святое семейство и добралось до Вифлеема. Стоит ли говорить что это было путешествие не из легких. Сначала из Назарета, находящегося на высоких холмах, надо было дойти до берега Галилейского моря и выйти к Иорданской долине, так как именно там проходил караванный путь в Египет, по которому можно было дойти до Иерусалима, а там и до находящегося рядом Вифлеема. В то время люди пользовались именно караванными путями в своих пеших путешествиях, иначе можно было попасть в руки разбойников.
Начиная от Иерихона, дорога поднималась вверх по узкому ущелью, доходящему до Елеонской горы и далее в Иерусалим, затем сворачивала на запад в сторону Хеврона, непрестанно поднимаясь на живописные холмы, ,заросшие дроком и шиповником, затем спускаясь в долины.
Матерь Божия, как пишет Евангелие, находилась на сносях, вот вот надлежало Ей родить, поэтому они с Иосифом делали много долгих по времени остановок и когда пришли в Вифлеем, не было место на постоялых дворах. Тут стоить напомнить, что Вифлеем — город в колене Иудовом, а Иуда из всех сыновей Иакова, имел наибольшее количество потомков и все они прибыли на перепись, поэтому не удивительно, что город был заполнен.
Служебный пред рождественский период непрестанно напоминает нам о человеческой сущности Христа. Так непосредственно перед Рождеством, мы вспоминаем Святых Праотцев и Отцев Спасителя по плоти. Итак Господь благоволил никак до времени не проявлять Своей Божественной Сущности.
Не нашлось в домах Вифлеема теплой и чистой комнаты где Матерь Божия могла отдохнуть и разрешиться от бремени. И как написано в Рождественских песнопениях, первое что почуствовал Новорожденный Младенец Христос, это холод зимней ночи.

 Рождество Христово .

Сейчас нам трудно представить, чем руководствовались люди 2000лет назад. Тем более проживающие совсем в другой стране, разнящейся климатом, условиями,условностями, представлениями. Зима в тогдашней Иудее(современное название страны — Израиль) не имеет низких температур. Зимний максимум это — 3°.Однако из-за очень высокой влажности, даже понижение температуры воздуха до +8°, переносится тяжело, становится не комфортно и холодно. Снег выпадает раз в четыре года. Как правило под вечер, а на утро тает. Так же характерно отсутствие таких времен года как весна и осень. Период засухи это лето, длится с середины апреля по первые числа октября, как только пошли дожди, это уже зима. Зимой, благодаря дождю, вся земля покрывается изумрудным ковром травы,в которой яркими разноцветными пятнышками красуются маргаритки,крокусы, небольшие ирисы, ромашки, гвоздички, ярко алые анемоны и всех не перечесть.К февралю начинает зацветать миндаль. Деревья, покрытые белыми и розовыми цветами, наполняют воздух сладким ароматом.Это и есть израильская зима. А лето-это время, когда температура воздуха может подняться до 45°по Цельсию.

Но вернемся в славный город Вифлеем, к событиям Рождества Христова. Не найдя места в городе, можно было вернуться в Иерусалим и поискать там, однако , вероятно, наши путники так устали, что не рассматривали для себя этот вариант, по крайней мере на ближайшую ночь. Они вышли в  пригород и нашли загон для скота.
Тут каждому северянину, воспитанному на колядках, представляется теплый и уютный деревянный хлев, кормушки, наполненные до верха сеном. Однако в Иудее того времени даже в голову никому не пришло бы что либо строить из дерева, тем более хлев.  Основным строительным материалом был камень известняк, который в изобилии находится по всей территории Святой Земли. Известняк же очень мягок и впитывает воду, поэтому в сезоны дождей в нем вымываются причудливые разветвленные пещеры. Эти пещеры имели широкий спектр применения в Древней Иудеи. К ним пристраивались дома, в них сохраняли продукты в сорокоградусную жару, вертикальные пещеры штукатурили и на наполняли драгоценой в сезон засухи ,водой. В пещерах жили, в них хоронили. А также за гоняли скот и использовали в качестве хлева.Вот такую пещерку, которую в  зимнюю непогоду пастухи использовали для овец и нашли наши путники.

 Рождество.

Благодаря тому, что место Рождества Христова почиталось с самых первых веков христианства,мы можем и сейчас, через 2000лет увидеть пещерку, где родился Спаситель. Она совсем не большая,в одной из стен выбито углубление, это и есть те самые ясли, куда Матерь Божия положила Новорожденного Спасителя. К этой пещерке прилегает целый подземный лабиринт гротов, переходов, по всей видимости природного, естественного происхождения. В общей сложности они составляют достаточно большой комплекс, куда можно было безпроблемно загнать большую отару овец. Но ночь Рождества Христова была тихая, безветренная и ясная, поэтому пастухи с овцами пребывали не далеко, на пастбище и пещеры были пусты. В шестом веке над местом Рождества Христова была построена базилика. Она не имеет отопления и внутри температура воздуха та же что и на улице, в пещерке же гораздо теплее.

Над местом Рождества устроен алтарь, а само место отмечено серебряной четырнадцати конечной звездой, по числу предков Спасителя, упоминаемых в Евангели. Именно здесь воплотилось Слово Божие, одна из Ипостасий Святой Троицы. Таинственно и не постижимо для человеческого ума объединились два естества Бога и человека. Принявши плоть от Пречистых Кровей Матери Божией. Рожденна не сотворенна.
Мысленно выйдем из пещеры и обратим свой ум к пастушкам, которые тихо грелись у костра и стерегли стало овец. Вдруг открылись небеса и они увидели множество Ангелов, поющих,, Слава в вышних Богу…..,, Потрясающе видение. И не менее потрясающие слова Ангела, говорящего что Спаситель родился вам, да именно вам, для вас и для каждого человека этого мира. Идите и посмотрите. Спешно они встали и пошли в указанном направлении.
На месте этого пастбища сейчас находится арабское поселение под названием Бет Сахур, что в переводе означает,, Дом пастухов,, . Это ближайший пригород Вифлеема. И дойти до пещерки можно за 15 минут. Эти пастушки явились первыми людьми со стороны, которые увидели Богомладенца.
Не менее интересно описание поклонения святых волхвов, мощи которых сейчас находятся в Кёлне. Волхвы не были колдунами, они были астрономами и следили за планетами и звездами а поскольку наука эта в древности была таинственной ,а также было представление, что небесные светила влияют на земные события, то поэтому эти восточные цари и приобрели такое название, сродни ворожеям и волхователям. Так вот Волхвы за два года до Рождения Спасителя увидели ,независимо друг от друга , очень яркую звезду. Надо сказать ,что Месопотамия была приобщена к Библейским текстам еще во время семидесятилетнего пленения еврейского народа. Именно тогда для языческих мудрецов Библия стала одной из настольных книг. Да, как это не удивительно, но и среди язычников были люди, ожидающие рождения Царя Царей. И вот, пока они следили за разгаравшейся звездой, собирали караван,  дошли до Иудеи прошло два года, и звезда как мы помним, в
ела их. Но войдя в пределы Индейские, они потеряли ее и конечно же решили , где может родится Царь, только в Иерусалиме, во дворце  и придя к Ироду, высказали свое желание, увидеть колыбель. Но оказалось что во дворце никто не знает об этих событиях. Таким образом волхвы явились вестниками новой эры для официальной власти. Во дворце они узнают что Христу надлежит родиться в Вифлееме,и выйдя из Иерусалима, они опять обретают Звезду, которая ведет их и останавливается прямо над домом где находится Младенец.

Святитель Николай .

На прошедшей седмице Церковь праздновала память Величайшего Угодника Божия Святителя Мир Ликийских Николая.На иконе  часто видим справа и слева от Лика Святителя изображение Господа Иисуса Христа и Матери Божией, протягивающих Святителю омофор. По преданию имеется в виду случай на Архиерейском Соборе, когда Николай был лишен святительской одежды, тк дал пощечину еретеку Арию, который высказал свои представления, порочащие Матерь Божию.
Не далеко от Вифлееме, в ближайшем его пригороде под названием Бейт Джала, находится храм в честь Святителя Николая. В крипте храма можно увидеть пещерку, в которой подвизался Святитель, когда совершил паломничество на Святую Землю. И где явился ему Спаситель, благословляя на путь именно не монашества, а мирского служения людям.
Во время так называемой Шестидневной войны в Израиле( 1967 год) , Бейт Джала, как и весь пригород Вифлеема, была не однократно обстрелена израильскими войсками, однако ни одна ракета не упала на поселение. Нескольким людям явился воочию Святитель Николай,стоящий на портике храма и молящийся. Это чудо было официально зафиксировано. И после этого из Бари, где находится ковчег с мощами Святителя, была привезена в Бейт Джальский храм частица мощей Святого.

Таинства Христовой Церкви .

Дорогие братья и сестры, в рамках нашей рубрики, поговорим сегодня о Таинства Христианской Церкви. Таинства установлены Богом и не являются изобретением какого либо человека. Таинства может совершать только канонический священник и тут не лишне вспомнить о преемственности благодати от самих апостолов и до наших дней. В первом веке апостолы ставили епископов, а те в свою очередь рукопологали священников. И так мы имеем преемственность Благодати от Самого Христа и события со шествия Святого Духа в Сионской горнице.

Если к некоторым Таинствам мы приступаем раз в жизни, таким как Крещение или несколько раз в жизни, то к трем из них христианин должен прибегать как можно чаще. Имеется в виду Еле освящение или Соборование, Покаяние и Святое Причащение.

Елеосвящение до некот орого времени только Католической Церковью считалось предсмертным помазанием, Православная Церковь придерживается другого мнения. Традиционно православный христианин приступает к Соборованию раз в год в Великий Пост, тк пост это время покаяния, однако собороваться можно и в любое другое время. Основание для Таинства мы читаем в Евангелии от Марка и Послании Апостола Якова.

Во время Соборования, священник просит о заступничестве за соборуемого всю Небесную Церковь. Молитвенно возвышаясь к Богу, призывает Благодать, исцеляющую душу и тело от греховного состояния.

Покаяние это Таинство, в котором христианин исповедует свои грехи и разрешается от них Самим Христом через Священника. Необходимость покаяния связано с тем, что грехи, укореняясь, становятся страстями. Препятствуют принятию Божественной Благодати и соответственно ожесточению сердца. Не стоит смущаться отсутствием слез у аналоя, и как бы окаменением сердца, а также мнимым безчуствием и повторяющимися падениями, что приводит к бесконечному как нам кажется, проговариванию одних и тех же грехов. Потому что как написано в молитве, мы пришли во врачебницу, мы же не смущаемся своих хронических болезней тела, а по мере своих сил и возможностей проходим необходимое лечение. Однако важно понимать что исповедующийся стоит перед Самим Христом, Который распялся за нас, искупил нас Своей Божественной Кровью, Который знает все наши мысли, дела и намерения, Который непрестанно призывает нас к Себе Своей Божественной Любовью, говоря,, … Приедите ко мне….,, , а также,,…Я упокою вас…. ,,те не только спасу но и что гораздо важнее поставлю вас в совершенной безопасности. (Свт.Иоанн Златоуст).

Таинство Святого Прчащения имеет неизмеримое значение в жизни христианина, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову Любовь, воз носит к Богу наше сердце, возрождает в нем добродетели, дарует силу против искушений, оживляет душу и оздоравливает тело.

,, Если не есть плоти Сына Человеческого и не пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни,,.

Ин6:56.Святой Праведный Алексей Мечев пишет,, Не говорите что не достойны Причащения, иначе никогда не причаститесь, потому что никогда не будете достойны. Или думаете что прочитаете еще один акафист и станете достойны? Никто не достоин, но причащаемся по Милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, но Причастие для нас. А мы грешные и недостойные более чем кто либо нуждаемся в этом спасительном источнике.

Очень интересную историю о неизреченном Милос ердии Божием рассказала поломница в Иерусалиме в 2013 году. Её отец, будучи благочестивым христианином и пронеся веру через все гонения, всю жизнь молился чтобы Господь сподобил его пособороваться, исповедоваться и причаститься перед смертью.Однако, когда он лежал на смертном одре, в деревенском доме,на улице началась сильная метель и снегопад, никто из его детей не чаял что вызванный священник из соседнего села сможет доехать до их дома, однако Батюшка приехал поздно ночью, а под утро причащенный почил о Боге. Но это не конец истории, во время отпевания случайно выяснилось что Батюшка застрял в сугробе на выезде из села и очень просит прощения что не смог ночью к ним добраться. Слова Священника вызвали благоговейный трепет в сердцах всех слышащих и осознавших произошедшее Чудо Милости Божией.

 

Введение во Храм Пресвятой Богородицы .

История пребывания еврейского народа в Земле Обетованной, разделяется на два периода,период Первого и период Второго Храма соответственно. Первый храм просуществовал с 950 по586годы до н. э. В Святая Святых Первого Храма находилась основная святыня -Ковчег Завета который содержал в себе золотую тарелку с манной небесной, процветший жезл Аарона, золотую кадильницу, Скрижали Моисеевы. Ковчег Завета, по мнению историков, был утерян в период завоевания Иудеи Вавилонянами в 586г.до н. э. Второй Храм был выстроен евреями через 70лет на том же месте, где стоял первый. Однако он сильно отличался от своего предшественника, так как был менее красив и величественнен. Но именно Второму Храму надлежало войти в Христианскую Историю как месту пребывания Пречистой Девы и месту проповеди Спасителя. Ковчег Завета прообразовал Одушевленный Кивот-Пресвятую Богородицу.

В праздничных стихирах и песнопения мы неоднократно слышим о ступенях, которые трехлетняя отроковица чудесно преодолела без посторонней помощи. Ступеней этих было 15по числу псалмов 18 кафисмы. Псалмы эти носят название,, Песни степеней(ступений),,, Благочестивый Ветхозаветный обычай предписывал входящему в Храм на каждой ступени читать по одному псалму. Эти ступени вели не в само здание Храма, как представляется нам теперь, а на территорию, окружающую Храм, именно там стояли и молились люди во время богослужения. Само же здание Храма заключило в себе Алтарь и находиться там могли только священнослужители. Итак Храмом называлось в Ветхом Завете не только здание но и вся прилегающая к нему территория. Ступени, упоминаемые в богослужебных тексте, сохранились до наших дней и находятся в археологическом парке под названием,, Центр Дэвидсона,,. Здесь каждый желающий может их не только увидеть, но и подняться по ним, однако из-за перестройки Старого Иерусалима в Исламский период истории Святой Земли, поднявшись по ступеням уже невозможно попасть на Храмовую Гору, так как вход с этой стороны преграждает стена мечети. Каждая ступень действительно высока и имеет небольшую приступку, которую невозможно обойти, поднимаясь выше. Это сделано для того чтобы воспрепятствовать тому, кто захочет ступени преодолеть бегом. Некоторые из ступений подверглись современной реставрации, другие сохранились в первозданном виде, что особенно волнует сердце христианина, напоминая не только о событии восхождения по ним Матери Божией, но и о другом Празднике, Сретенский, потому что именно здесь Святой Богоприимец Симеон встретил Святое Семейство, взял на руки Спасителя и сказал свои поороческие слова. Христиане поднимаются по ступеням с пением праздничных трапарей, вспоминая события двух тысячелетней давности.

просмотры (53)